http://m-dev.net/ http://milom.com.ua/

Мониторы

Статьи

1.Bведение

Акустический контроль является одним из самых ответственных моментов при записи и обработке звукового материала. Именно благодаря ему мы получаем достоверную информацию о том, что записано на фонограмме, каков частотный и динамический состав звукового сигнала, какова его тембровая окраска. Все это накладывает жесткие требования к акустической аппаратуре, используемой для целей акустического контроля. В идеальном случае поступающий на вход такой аппаратуры электрический сигнал должен в точности повторяться сигналом акустическим, который вырабатывается динамиком.

Большое количество компаний, занимающихся изготовлением профессионального звукового оборудования, выпускают специализированные акустические системы, называемые «студийными мониторами», предназначенные для акустического контроля при звукозаписи. Такая аппаратура сильно отличается от бытовой, даже если последняя выполнена по технологии Hi-Fi или Hi-End. В чем же их такое существенное отличие, ведь все они выполнены по одному и тому же принципу?

Все те многочисленные факторы, которые определяют различие в технологии изготовления этих двух классов аппаратур, в принципе, являются следствием одной причины: студийные мониторы и бытовая техника предназначены для различных целей. В случае с бытовой аппаратурой мы имеем дело с эстетическим удовольствием.

Неважно, слушаем ли мы музыку на дорогом музыкальном центре Hi-Fi, или на стареньком, еле живом магнитофоне «Беларусь», на системе Dolby Surround, сидя в кинотеатре, или слушая радио в наушниках — звук должен быть красивым. Неважно, как он выглядел при записи на студии, важно то, что хочет получить слушатель: мощные басы или же сочную середину, кому-то нравится, когда в звуке много высоких частот, другой их терпеть не может. Разные стили музыки красивее звучат при различных настройках эквалайзера, которым оснащается бытовая аппаратура.

Совсем по-другому со «студийными мониторами». Их задача, как отмечалось выше, заключается в передаче звукового сигнала без каких бы то ни было искажений. Это необходимо для того, чтобы получить точное и правдивое звучание, соответствующее записанной фонограмме. АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) должна быть как можно ровнее, ни в коем случае не допускаются провалы или пики. Это означает, что коэффициент усиления для всех воспроизводимых частот должен быть одинаковым на всем диапазоне слышимости.

Нетрудно догадаться, что изготовить такую акустическую систему очень трудно. Необходимо с большой точностью просчитать усилитель, динамик и коробку, в которую это все будет помещаться. Качество материалов и деталей, из которых это все изготавливается, должно быть высоким, параметры должны обладать очень маленьким разбросом значений. Все это ведет к увеличению стоимости.

В то время как для бытовой аппаратуры это необязательно. В конечном итоге звук все равно приукрашивается эквалайзером, да и к тому же некоторые составные части акустической системы проектируются специально для того, чтобы изменить отдельную область звукового спектра, например, басы. Так что, если усилитель или динамик будут изменять окраску сигнала по сравнению с записью, то ничего страшного не произойдет, а стоимость такого изделия понизится, т. к. нет необходимости решать сложнейшие технологические задачи.

Как видим, «студийные мониторы» — удовольствие дорогое, поэтому и стоят они намного больше, чем бытовая аппаратура. Но не стоит ими пренебрегать! При использовании обычных бытовых колонок для звукового контроля на студиях существует серьезный риск подписать выпускаемому материалу приговор. В таких колонках вы никогда не услышите реальной звуковой картины, а лишь только искаженную, пусть даже и приукрашенную. На другой аппаратуре, например, на концертном оборудовании, такая композиция будет звучать совершенно по-другому и чаще всего неприемлемо. Композиция забракована. В результате — зря потраченные время и деньги. Поэтому экономить на студийных мониторах просто нельзя.



« ВВЕРХ

2.Какие бывают мониторы…

По мощности и способу применения студийные мониторы подразделяются на мониторы ближнего, среднего и дальнего поля действия.

Мониторы ближнего поля действия , как правило, двухполосные: один динамик воспроизводит низкие и средние частоты, а второй — высокие. Может использоваться широкополосное усиление, а затем пассивное разделение частот, что применяется не часто и только в дешевых моделях. По качеству, четкости и чистоте звучания их обходят более удачные системы, в которых для каждой полосы применяется свой отдельный усилитель. Такие усилители получили широкое распространение среди активных и пассивных мониторов всех зон действия.

В активных мониторах усилитель встроен в один корпус с динамиком. Активные мониторы ближнего и среднего поля лидируют по соотношению цена/качество в нижнем и среднем ценовых диапазонах по сравнению с пассивными мониторами, используемыми с внешним усилителем. В активных мониторах усилитель и динамик от одного производителя, они точно рассчитаны, спроектированы и согласованы друг с другом. Это повышает качество обработки сигнала, да и не надо тратить время и силы на подбор усилителя, как в случае с пассивными системами. К тому же очень удобно, когда все в одном корпусе. Но в высоком ценовом диапазоне пассивные мониторы уже составляют довольно-таки серьезную конкуренцию активным.

studio Рис.1. Пример монитора ближнего поля KRK RP8.

Мониторы среднего поля действия могут быть как двух-, так и трехполосные. В последнем случае используются низкочастотный, среднечастотный и высокочастотный динамики. Это позволяет более точно воспроизвести звуковую картину, т. к. каждый диффузор воспроизводит свою частоту. А все гармоники, вносящие искажения, обрезаются фильтрами частот.

studio Рис.2. Пример монитора среднего поля ADAM S4A.

Что касается мониторов дальнего поля действия, то здесь всегда применяются трехполосные мониторы. Усилители для них всегда внешние, никогда не встраиваются в корпус. Они имеют приличную мощность, большая часть которой преобразуется в тепло, что требует серьезного охлаждения. Мониторы дальнего поля действия устанавливаются стационарно, в большинстве случаев встраиваются в стену, что также делает размещение усилителя в корпус колонки бессмысленным.

studio Рис.3. Пример монитора дальнего поля ADAM S7A.



« ВВЕРХ

3.Применение мониторов…

Только при помощи ТРЕХСТУПЕНЧАТОГО МОНИТОРИНГА можно получить полный акустический контроль при изготовлении музыкального и речевого материала. Только в этом случае записанный вами материал будет одинаково хорошо звучать на любой аппаратуре, начиная с маленькой радио-мыльницы и заканчивая мощной акустической системой концертной площадки.

Мониторы ближнего поля работают непосредственно на звукорежиссера, и акустика помещения не оказывает сильного влияния на их звучание. Применяются они, как правило, для прослушивания звучания записи отдельных инструментов при их обработке, для построения приблизительного баланса композиции при сведении треков. В последнем случае мониторы ближнего поля действия призваны имитировать бытовые колонки.

Мониторы среднего поля уже располагаются на некотором расстоянии от звукорежиссера. Они тоже используются при обработке записи отдельных инструментов, при сведении, имитируя, в отличие от мониторов ближнего поля, акустику с большим звуковым давлением. Если мониторы среднего полятрехполосные, то информация о балансе композиции будет достовернее, нежели при использовании двухполосной системы. Кроме того, необходимо учитывать, что при мониторинге средней дальности акустика помещения влияет на общее звучание.

Мониторы дальнего поля в основном используется при мастеринге и точном сведении. С помощью этих мониторов всегда можно получить достоверную информацию о балансе композиции, ее спектральном и динамическом звуковом составе. При сведении готового материала сигнал, подаваемый на колонки, очень богатый и сложный, а мощные трехполосные дальние мониторы воспроизводят его намного точнее, нежели двухполосные мониторы ближнего или среднего поля действия. К тому же, с помощью мониторов дальнего поля и акустики помещения можно услышать, как композиция будет звучать в реальности на концертной площадке или дискотеке.




« ВВЕРХ

Максим Петренко . . .

При копировании этого поста, указывать эту обратную ссылку, пожалуйста!

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Категории: Статьи

автор: “Maksim Petrenko”

2 комментария на «“Мониторы”»

  1. Спасибо, интересно было ознакомиться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *