http://m-dev.net/ http://milom.com.ua/

Эквализация

Статьи

1.Введение

Наиболее часто встречающаяся и наиболее широко используемая обработка звуковыx сигналов — это обработка, связанная с изменением их тембра. Сегодня часто можно встретить радиолюбителей, имеющих встроенный в трансивер, или, за его пределами, «Эквалайзер» — устройство способное выравнивать амплитудно-частотную характеристику канала передачи сигнала. (англ. equalize — уравнивать, equalizer — уравнитель, компенсатор). Речь не идет о выравнивании АЧХ в буквальном смысле слова и идентичности амплитуды сигнала во всем спектре частот микрофонного усилителя, поскольку в этом нет необходимости. Создание необходимой АЧХ микрофонного тракта, способной резко повысить удобочитаемость сигнала — вот в чем состоит задача.

«Эквалайзер» — это регулятор частотной характеристики, который позволяет как исправлять некачественное звучание, так и создавать совершенно новую АЧХ в соответствии с необходимостью.

Простейший пример «Эквалайзера» — это обычные пассивные регуляторы тембра — высоких, низких, а иногда и средних частот. Регуляторы тембра — крайне примитивный вид эквалайзера, так как состоят лишь из двух или трех управляемых фильтров. В связи с простотой конструкции фильтры, входящие в состав регуляторов тембра, обычно соединяют между собой последовательно.

Современная элементная база позволяет использовать более совершенные устройства, собранные на активных элементах. Речь идет об активных полосовых фильтрах на ОУ. Следует отметить, что чем больше фильтров, тем сильнее можно изменять АЧХ. Обычно их применяют 8-10. Все типы эквалайзеров могут быть изготовлены по двум сильно различающимся между собой принципам построения — по последовательной или параллельной схеме.

В последовательной схеме сигнал проходит все элементы и узлы схемы независимо от того, будет ли данная часть спектра сигнала изменяться в этом каскаде или нет.

В параллельной схеме входной сигнал разделяется набором параллельно включенных фильтров на ряд частотных полос, выходные сигналы которых затем складываются со всем входным сигналом или вычитаются из него.Параллельное соединение фильтров в отличие от последовательного соединения в регуляторе тембра позволяет уменьшить фазовые искажения, вносимые эквалайзером в сигнал. Особенно это важно при 10 или 32 полосах графического эквалайзера, где приемлемым оказывается только параллельное соединение фильтров.

« ВВЕРХ

2.Типы Эквалайзера

«Графический Эквалайзер» является многополосным регулятором тембра с фиксированными полосами частот коррекции. Это, в сущности, одна из разновидностей темброблоков, сконструированных для регулирования тембра на нескольких фиксированных частотах. Органы управления им выполнены в виде движковых потенциометров, благодаря чему положение их ручек как бы отображает АЧХ устройства в графическом виде, откуда и произошло само это название. В эквалайзерах этого типа можно регулировать только величину подъёма и завала АЧХ, остальные параметры определяются схемотехникой, и их изменять невозможно. Количество полос может сильно колебаться- от 3-х до 31-ой (так называемые третьоктавные эквалайзеры), гитарные же педали обычно представляют собой 7-полосные эквалайзеры. Как правило, в таких примочках принимаются следующие значения центральных частот: 100Гц, 200Гц, 400Гц, 800Гц, 1,6кГц, 3,2кГц, 6,4кГц (для басс-гитары значения несколько другие).

«Параметрический Эквалайзер» обладает наибольшей гибкостью своих регулировок. Он позволяет управлять не только коэффициентом усиления фильтра (спад/подъем определенной полосы частот), но и его средней частотой, а также добротностью (шириной регулируемой полосы «Q»). Параметрический эквалайзер, таким образом, имеет для каждой полосы регулирования по три органа управления, по числу устанавливаемых параметров. Итак, если в эквалайзере на каждую полосу регулирования приходится по три ручки управления, то это параметрический эквалайзер. Как и графические, параметрические эквалайзеры также могут быть выполнены по параллельной или последовательной схеме. Диапазоны изменения параметров в параметрическом эквалайзере достигают значительных величин.

«Полупараметрический Эквалайзер» применяется иногда в микшерных пультах, позволяет управлять коэффициентом усиления фильтра и его средней частотой. Отличается он от параметрического тем, что не имеет возможности для изменения добротности эквалайзера, т.е. ширины полосы захватываемых им частот.

«Параграфический Эквалайзер» — это гибрид из параметрического и графического эквалайзеров. Собственно, это многополосный параметрический, но имеющий конструктивное исполнение регуляторов подъём-спада АЧХ как у графического, с потенциометрами в виде движков. Благодаря своим огромным возможностям параграфический эквалайзер позволяет получать практически любые виды АЧХ. Из-за своей сложности и высокой стоимости этот вид эквалайзера не получил большого распространения, однако выпускается некоторыми производителями.

«Цифровой Эквалайзер». Существует несколько цифровых эквалайзеров, и пока не утих спор о том, действительно ли их тональные качества (возможности частотной коррекции) или отношение сигнал/шум лучше, чем у аналоговых приборов. Так или иначе, но возможности цифровых эквалайзеров много больше, так как в них можно моделировать характеристику фильтров при помощи математики (что невозможно сделать в аналоговом приборе). Далее… Гибкость цифрового эквалайзера ограничена только программным обеспечением, так что возможно создать (по крайней мере в теории) один цифровой эквалайзер, который будет повторять в точности все известные эквалайзеры, когда-либо созданные. Возможно также делать крутизну спада фильтров очень большой. Уже существуют и широко применяются «anti-aliasing filters» — в цифровой записывающей и воспроизводящей аппаратуре.

« ВВЕРХ

Технические параметры эквалайзера чрезвычайно важны. Требуется не только иметь широкий диапазон частот работы эквалайзера (по всему аудиоспектру), но и частотная характеристика эквалайзера должна быть достаточно «ровной», когда все ручки находятся в среднем положении.

Первым фактором является низкий уровень шумов, так как усиление в области высоких частот подчеркнет имеющиеся шумы — как те, что имеются во входном сигнале, так и те, что имеются в цепи. В последнее время придают много значения фазовым характеристикам эквалайзера, так как все они в той или иной мере сдвигают фазу, и между гармониками на разных частотах возникают небольшие временные задержки. Это сильно влияет на субъективный звук эквалайзера и объясняет, почему некоторые эквалайзеры «звучат» хорошо (в музыкальном смысле), в то время как эквалайзеры с такими же значениями в технической документации звучат хуже. Мы не будем сильно вдаваться в эту область, но надо помнить, что если эквалайзер сдвигает фазу мягко и по нарастанию, это лучше для музыкального восприятия (хуже — когда сдвиги фазы идут неожиданно и в виде пиков).

Следующий фактор — диапазон регулировки. Как уже было сказано выше, он обычно состаевляет плюс/минус 12 или 15 децибел. Как правило, больше и не требуется. Но важно убедиться (в особенности когда покупаешь «sweep equalizer»), что его нижняя секция или нижняя середина средних частот может перестраиваться от 100 до 250 Гц. На многих недорогих пультах эта область регулируется одной ручкой (чего бывает недостаточно). Возможность регулировки в этой области частот бывает необходима, например, для компенсации «бокового эффекта» микрофонов, которые поставлены вплотную к инструментам (в особенности это касается барабанов). В этих случаях обертоны, придающие звуку «бочковатость», появляются как раз в области нижней середины.

« ВВЕРХ

3.Подключение и Применение Эквалайзера

Подключение: Как правило, используются эквалайзеры, встроенные в микшерный пульт. Но если есть необходимость подключить внешний эквалайзер, это можно сделать через точку разрыва канала или группы. Редко, но все же бывает, что требуется обработать эквалайзером весь микс; тогда вам потребуется стереоэквалайзер. Его следует подключить к точкам разрыва главного входа (main stereo insert points — если такие точки есть на пульте), или подключить между правым и левым главными выходами пульта и двухканальным студийным магнитофоном (мастером). Так как эквалайзер скорее относится к процессорам, нежели к эффектам, то не следует его подключать через шины обработок.

Помните, что если вам не требуется произвести частотную коррекцию в конкретном канале, всегда лучше нажать кнопку «bypass» (если такая есть). В этом случае сигнал не будет проходить через цепь, через которую не требуется. Это сокращает путь сигнала, а значит, позволяет добиться большей чистоты сигнала. Большинство современных пультов построены с учетом такого подхода.

Применение: «Эквалайзеры» — необходимая часть любой студии, но помните, что всегда надо стараться получить максимально совершенный сигнал от источника. В этом случае вы будете использовать эквалайзер для того, чтобы сделать звук еще лучше, а не затем, чтобы радикально его менять (если только нет особой задачи создать совершенно ненатуральное звучание). Если вы хотите иметь естественный звук инструментов, вы не сможете этого добиться одним эквалайзером, если звук от источника — плохой.

Проще всего работать с эквалайзерами Бэксендала (фильтрами плавного спада и подъема). Они, если можно так выразиться, имеют очень мягкий и музыкальный характер. Даже если к ним добавлена ручка управления средними частотами, работа все равно происходит почти инстинктивно. Параметрические и Sweep Эквалайзеры менее легки в обращении.

Как правило, если установить Sweep Эквалайзер на максимум усиления и начать просматривать частотный диапазон, вам легко будет найти ту область, которая требует регулировки. Даже если в конце концов вы решите, что здесь надо ослабить, а не усилить. Такой способ работы позволяет легко идентифицировать посторонние шумы или призвуки, которые следует устранить. Найдя эту область, вам легко будет на слух подобрать уровень усиления или ослабления.

При работе с Параметрическим Эквалайзером можно использовать этот же подход, но прежде надо установить величину Q в среднее положение. После чего можно изменять эту величину, чтобы добиться требуемого результата. Кстати, стоит заметить, что человеческое ухо гораздо сильнее реагирует на усиление, чем на ослабление. Поэтому, если вы установите очень высокое значение Q и добавите усиление, то инструмент будет звучать неприятно, звук будет выхолощен. Но если здесь применить ослабление, то результат получится мягким, хорошо звучащим. Из этого следует, что усиление при высоком значении Q должно применяться умеренно, кроме тех случаев, когда умышленно достигается искусственное звучание (например, искаженный «телефонный» голос можно получить путем усиления в области 1 кГц).

« ВВЕРХ

4.Структура Микшерного Пульта

«Микшерный Пульт» («микшер», или «микшерная консоль», от англ. «mixing console») — электронное устройство, предназначенное для суммирования звуковых сигналов нескольких источников в один или более выходов. Также при помощи микшерного пульта осуществляется маршрутизация сигналов. Микшерный пульт» используют при звукозаписи, сведении и концертном звукоусилении. Существуют аналоговые и цифровые мишерные пульты, и у каждого из этих видов существуют свои стороники и противники, т.к. оба вида имеют свои очевидные преимущества и недостатки. Также микшерные пульты различаются по количеству входов и выходов. Профессиональные концертные и студийные микшерные консоли, как правило, имеют не менее 32 входов, более 6 Aux-шин, мощный эквалайзер на входах, 4 или более подгрупп, а также оснащаются высокоточными и длинноходными фейдерами. В свою очередь компактные и бюджетные микшеры имеют малое количество каналов, более скудные эквалайзеры, и нередко лишены фейдеров (которые заменяются обычными потенциометрами).

Существует отдельный класс микшерных пультов, предназначенных для работы диджея. Основное отличие DJ-пульта состоит в меньшем количестве входных каналов (например, один микрофонный и два стерео канала), наличию кроссфейдера, с помощью которого диджей плавно сводит сигналы входных каналов, а также наличию блока специальных звуковых эффектов.

В целом, любой микшерный пульт имеет секцию входов и секцию выходов:

Секция входов
состоит из определенного количества входных каналов (ячеек) — монофонических и стереофонических. Как правило, количество входных каналов на пультах кратно двум. Вход каждого моно канала обычно оформлен двумя гнездами: для микрофона (тип XLR) или линейного источника сигнала (TRS или RCA).Каждый входной канал состоит из нескольких блоков обработки и маршрутизации сигнала:

Основные из них:

  • Предварительный усилитель с регулировкой чувствительности «Gain», позволяющий оптимально задать рабочий уровень входного сигнала.
  • Подавляющее количество микшерных пультов имеют на входе источник «Фантомного Питания», которое необходимо при использовании конденсаторных микрофонов или некоторых ди-боксов.
  • «Многополосный Эквалайзер», позволяющий откорректировать частотную характеристику сигнала. Профессиональные микшерные пульты оснащаются полупараметрической регулировкой полос, количество которых может достигать шести.
  • Блок «Маршрутизации» входного сигнала на дополнительные шины (Aux), которые можно использовать для обработки сигнала внешним (или встроенным) процессором эффектов, либо для отправки его на отдельную мониторную линию. В зависимости от конфигурации микшерной консоли, Aux-шин может быть от двух до двенадцати. Любая Aux-шина может работать в двух режимах: Pre и Post — они определяют зависимость уровня сигнала в шине от положения фейдера громкости. Таким образом, в Aux-шине можно создать индивидуальный микс (баланс) входных источников.
  • Регулятор «Панорамирования», с помощью которого определяется положение сигнала в звуковой стерео картине.
  • «Фейдер Громкости» входного сигнала, определяющий его уровень в общем балансе всех каналов.
  • Входы некоторых микшерных пультов оснащаются «Точкой Разрыва» (Insert), которая находится до предусилителя. Данное гнездо представляет собой одновременно вход и выход данного канала, который можно использовать для индивидуального подключения какого-либо устройства обработки сигнала, например, «compressor».

Секция Выходов
микшерного пульта представляет собой систему управления и маршрутизации всех присутствующих в пульте выходов.

Данная секция может состоять из:

  • «Фейдеров Уровня» общего (главного) выхода.
  • «Ячеек Подгрупп», которые представляют собой универсальные шины, позволяющие объединять входные сигналы для определенной цели и управлять такой группой одним фейдером, или даже отправить группу на отдельный выход. Например, можно объединить все сигналы ударной установки в одну подгруппу.
  • «Регуляторов Уровня» выхода Aux-шин. Помимо выходов для Aux-шин, многие микшерные пульты имеют Aux-входы (т.н. «возврат»), которые по сути являются дополнительными входами. Обычно система «посыл-возврат» («send-return») используется для обработки сигнала Aux-шины внешним процессором эффектов.
  • «Дополнительных Функций», таких как: общий эквалайзер, сумматор общего стерео-выхода в моно-сигнал, матрица (дополнительный набор универсальных шин), блоки прослушивания отдельных каналов в наушниках без вмешательства в основной баланс и многое другое.

« ВВЕРХ

5.Применение Микшерных Пультов

На сегодняшний день микшеры применяются во всех сферах звукового усиления — студии звукозаписи, концертное оборудование, трансляционное оборудование, радиостанции и т.д. Существуют микшерные пульты со встроенными усилителями мощности (т.н. «активные микшеры»), которые идеально подходят для компактных и мобильных звуковых комплектов. Некоторые профессиональные студийные и концертные микшерные консоли оснащаются электронной моторикой всех регуляторов, что позволяет управлять ими с компьютера, при этом сама консоль остается аналоговой, однако их применение ограничивается довольно высокой стоимостью.

Какой же эквалайзер лучше применять? Если требуется скорректировать общий гитарный саунд, то несомненно лучший выбор- это графический эквалайзер с его большим количеством регулируемых полос во всем частотном диапазоне гитары. Параметрический эквалайзер же годится для более «тонкой» работы: ослабить или поднять какую-то конкретную частоту, например частоту фона или частоту «темных» нот, встречающихся на грифе гитары, хотя, конечно, ничто не мешает использовать его также, как и графический эквалайзер.

В цепи эффектов эквалайзер обычно ставится там, где требуется изменить характер звука, убрать или получить «пик» на определенной частоте. Его не следует ставить перед компрессором, который сгладит амплитудно-частотную характеристику, сформированную первым устройством.

Отдельного внимания заслуживают «Цифровые Микшерные Пульты», основные преимущества которых заключаются в более функциональных блоках обработки и маршрутизации, возможностью сохранения всех настроек в пресеты, а также в гораздо более компактных размерах. Однако оцифровка входных сигналов и обратное преобразование цифрового сигнала в аналоговый привело к появлению большого количества противников этой технологии. Кроме того, в отличие от традиционных микшерных консолей, где все функции и органы управления понятны любому звукорежиссеру, цифровые микшеры требуют определенного времени на их изучение.

Другой класс микшерных пультов составляют «Консоли для Вещательных Студий Радиостанци»й. Данные микшеры, как правило, оснащаются высококачественными и сверхнадежными компонентами и фейдерами, а также так называемыми «телефонными гибридами», которые представляют собой ячейку, преобразующую телефонный сигнал в обычный звуковой.

Принцип работы подавителя обратной связи:
Как правило, подавители обратной связи представляют собой «многополосные эквалайзеры», с функцией автоматического определения «проблемной» частоты и изменения ее громкости. Подавители могут работать в разных режимах и по-разному решать проблему. Пример: Обратная связь возникает на частоте 1500Hz. В автоматическом режиме прибор непрерывно сканирует весь частотный спектр сигнала на наличие обратной связи, находит ее на частоте 1500Hz, после чего, уровень громкости этой частоты ослабляет до оптимального состояния и запоминает эту частоту. После этого, обратная связь на 1500Hz больше не появляется.

« ВВЕРХ

Максим Петренко . . .

При копировании этого поста, указывать эту обратную ссылку, пожалуйста!

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Категории: Статьи

автор: “Maksim Petrenko”

Один комментарий на «“Эквализация”»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *