http://m-dev.net/ http://milom.com.ua/

Эффекты и Обработка Звука

Статьи

1.Компрессия

| Вступление |

Компрессия — уменьшение динамического диапазона сигнала. Используется при обработке сигнала во многих системах профессиональной обработки звука. Главное — крайне осторожное применение. В общем можно сказать — делает громкий звук тише, а слабый громче…, но это не полностью отражает всю суть дела. Компрессия это, пожалуй, один из самых ответственных этапов финального мастеринга звука. Нет ничего хуже, чем плохо (неправильно) с компрессированный звук, и нет ничего лучше, чем правильная компрессия. Компрессия относится к динамическим процессам и в общем случае способнa влиять лишь на громкость звука. На самом деле, это довольно условное определение, но более глубокое описание займёт очень много места. Кроме «компрессора» есть ещё много других, подобных ему, устройств: «экспандер», «лимитер», «гейт», но здесь речь будет идти только о компрессоре.

Бытует мнение, что компьютерные компрессоры значительно отличаются от своих «железячных» по качеству работы со звуком. Всё изменилось с появлением шустрых процессоров и программ, которые практически точно копировали процессы, происходящие в реальных ламповых компрессорах. К таким относиться компрессор TC Native и T-Racks. Он может подключаться в качестве VST или DirectX модуля. Многие очень хвалят программный компрессор T-Racks, однако, основная его проблема, в том, что данный программный продукт, способен производить лишь постобработку.

Немного сухой теории, чтобы вам было более понятна суть компрессии. Как было сказано выше, компрессия это динамический процесс, влияющий на звуковой динамический диапазон. Если говорить прще, то он его сжимает (отсюда и название процесса — компрессия). В результате этого сжатия разница между самыми тихими и самыми громкими сигналами уменьшаеться, в результате чего звук становится более плотным и насыщенным. Как именно это делается? Задаётся некоторый звуковой предел. При превышении этого «порогового» уровня происходит снижение громкого сигнала. После того, как сигналы выравниваются, общая громкость приравнивается к некоторому общему показателю (чаще всего это 0dB). Именно таким образом и сокращается разница между громкими и тихими звуками.

Многие начинающие музыканты ошибочно считают, что, правильно установив громкость звучания инструментов, они решают проблему плотного сигнала. Я приведу лишь несколько примеров, где удачно применяется компрессор. Сочетание насыщенной басовой части (ударники, басс-гитара) и высокочастотного Hi-hat, Open-hat и.т.д. При применении компрессора обе партии начинают звучать одинакого чётко, не мешая друг, другу. Обычным изменением громкости такого результата не добиться. Громкий вокал и громкая музыкальная часть. Только компрессору под силу такая сложная задача. Это далеко не все примеры, но чтобы было более понятно, я приведу частотные диаграммы скомпрессированного и нескомпрессированного сигнала.

noncomprsignal.png
Сигнал до обработки.

comprsignal.png
Тот же сигнал, но после некоторой компрессии.

Разница в громкости звучания очевидна, однако такое повышение громкости, а если вернее то плотности, звука не привело к искажениям, которые возникают, когда музыкант манипулирует лишь громкостью отдельных инструментов. Я надеюсь вы получили небольшое представление о том, «что такое компрессия».

«Компрессор» — устройство, построенное на изменении коэффициента усиления, где уровень выходного сигнала зависит от уровня входного сигнала. В этом случае коэффициент усиления уменьшится при наличии на входе каскада сигнала слишком высокого уровня. В принципе возможно перемещение положения устройства измерения уровня сигнала после усилителя с регулируемым коэффициентом усиления («feedback compressor», вместо «feedforward»).

« ВВЕРХ

| Принцып работы компрессора |

Общий принцип работы компрессора (по отношению входного и выходного сигналов) может быть отражен простой диаграммой: Горизонтальная ось — уровень входного сигнала, Bертикальная ось — уровень выходного (единицы измерения — Дб). Линия под углом 45 градусов отражает систему с линейным коэффициентом усиления. Любой входной уровень сигнала отражается точно таким же выходным. Компрессор изменяет угол наклона (делает его более горизонтальным) линии выше какой-то точки называемой порогом. Высота линии определяет динамический диапазон на выходе устройства, а угол ее наклона после прохождения порога определяется коэффициентом сжатия компрессора. Компрессор ослабляет входной сигнал тогда, когда он переходит через порог. После прохождения порога компрессора большому приращению входного сигнала соответствует меньшее приращение выходного.

Compression_diagram

Коэффициенту компрессии 2:1 соответствует то, что при изменении уровня входного сигнала на 2 дБ уровень выходного сигнала изменяется на 1 дБ. При коэффициенте компрессии 4:1 — входной уровень должен измениться на 4 дБ, для изменения выходного сигнала на 1 дБ и т.д. Ограничение — это просто экстремальная форма компрессии, при которой отношение входного/выходного сигналов становится очень высоким (10:1 или больше). Т.е. имеет место жесткое ограничение уровня сигнала.

Compression_ratio

Мы видим, что компрессор просто ослабляет сильные входные сигналы, но это не означает, что он усиливает слабые сигналы (компрессор-сустейнер имеет возможность подтягивать слабые сигналы). Правда большинство компрессоров имеют два порога для подстройки выходного сигнала (введение второго порога позволяет избежать резкого уменьшения громкости вашего инструмента во время игры). Обычно компрессор позволяет отключить использование второго порога, но, в любом случае, все мягкие звуковые эффекты становятся громче.

Теперь поговорим, каким же образом работает детектор амплитуды. Обычным принципом работы является выпрямление входного сигнала и измерение его среднего значения. В принципе для управления работы компрессора можно использовать амплитудные значения пиков входного сигнала, но в этом случае компрессор начинает работать как ограничитель.

Всегда имеется какой-то элемент задержки. Промежуток времени который требуется компрессору, чтобы среагировать на сигнал который перешел через порог называется время атаки (attack time), обычно оно очень мало (меньше 100 мс). Когда входной сигнал превышает уровень порого, а затем уменьшает свое значение — компрессору необходимо время для увеличения коэффициента усиления. Это промежуток называется время спада (release time) и обычно оно намного больше чем время атаки (1-2 секунды).

Compression_attack_release

« ВВЕРХ

| Использование компрессора |

Для того, чтобы проиллюстрировать всю важность использования компрессора вернемся в начало 20 века… В те времена запись производилась следующим образом: певца ставили перед рупором в который он и должен был петь. На другом конце рупора была игла, которая упиралась в «wax master» (вся система была полностью акустической, об электронике еще ничего не знали). Но при записи звука возникали следующие трудности: при небольшом динамическом диапазоне источника звука все было замечательно, но если певец пел слишком громко, то игла соскальзывала на соседний трек и всю запись приходилось начинать сначала. Тогда не было способов для сжатия динамического диапазона. Схожие ситуации были и с другими записывающими устройствами. Например, при записи на магнитную ленту слишком сильного сигнала неизбежно ведет к искажениям. Но чтобы сделать хорошую запись необходимо чтобы уровень сигнала был выше уровня шумов. «Компрессоры» и «Лимиттеры» позволяют предотвратить вашу запись от различных эксцессов, результатом которых будет искажение сигнала или даже поломка оборудования. В студии — компрессор очень полезная вещь при записи отдельных треков и микширования всей записи. Например, во время сеанса записи голосового трека исполнитель может двигаться относительно микрофона, и небольшая компрессия сведет на нет все изменения громкости вызвынные этими перемещениями. «Компрессор» может привести в порядок все дикое количество однажды записанных треков. Поджав динамический диапазон некоторых из них, можно неплохо сбалансировать всю композицию. В некоторых случаях обработка компрессором может исключить необходимость корректировки тембра.

Одно из популярнейших применений компрессора — увеличение «сустейна» инструнента. С технической точки зрения это звучит несколько некорректно: компрессор не изменяет свойства звучания инструмента, он работает лишь с амплитудой сигнала. Он просто пытается сохранить амплитуду сигнала на выходе постоянной при изменении входного напряжения. Например, после удара по струне, на входе компрессора наблюдается амплитудный скачек напряжения, который и сглаживается этим устройством. И в итоге мы наблюдаем более мягкое и продолжительное гитарное звучание. А время спада, более длительное, чем затухание инструмента, будет поддерживать звучание инструмента еще некоторое время.

Вы можете захотеть увеличить «сустейн» вашего инструмента настолько, насколько это возможно, но тут начинаются проблемы с эффективной фразировкой. Атака инструмента — очень важный фактор и им не стоит пренебрегать. Звучание инструмента определяется не только его затуханием и тембровой окраской. И жесткое ограничение может «укоротить» жизнь Вашего инструмента. Хотя, в принципе, экстремальные установки на Вашем компрессоре помогут Вам достичь неслыханного раньше звучания.

« ВВЕРХ

| Ducking/Cross Limiting |

Мы говорили об обычном использовании компрессора. Но его можно использовать для некоторых других целей, как показано. В некоторых случаях, вы можете захотеть контролировать уровень сигнала сигналом другого источника. Это называется ducking. Такой способ часто применяют DJ радио. Во время произнесения речи в микрофон громкость музыки уменьшается автоматически (голос становится более понятным). При использовании в студии этот метод можно применить, например, для записи ударных. Это один интересный способ применения компрессора. Можно оперировать не только уровнем выходного сигнала, но и его частотными характеристиками. В простейшем случае мы управляем параметрами фильтра (частотой резонанса). Зачем это надо? Ну, например, в своей речи вы акцентируете «шипящие» звуки («ж,щ,ч»). Можно отстроить фильтрующую систему так, что все ваши огрехи в произнесении этих звуков будут компенсироваться уменьшением коэффициента усиления системы.

« ВВЕРХ

| Цепочка эффектов |

Очень неплохие результаты получаются при использовании компрессора в одной цепочке с другими эффектами. Одна из причин — уменьшение шума. Многие эффекты вносят достаточно шума в полезный сигнал, таким образом, включив компрессор первым в цепочке, мы можем очень сильно повысить шумовые характеристики сигнала. Тем более, что сигнал с более узким динамическим диапазоном обрабатывать намного легче.

« ВВЕРХ

| В заключении… |

В заключении один небольшой совет. Без компрессии вы не сможете сделать качественно оформленого звукового материала. Большинство звукозаписывающих студий, в первую очередь, обращают внимание именно на динамическую обработку. То что хорошо звучит через дешовую пищалку, не всегда достойно смотрится на супердорогих студийных мониторах. Компрессия позволяет сделать звук более плотным и насыщенным, но вместе с тем оголяет все нюансы звуков. Качественно исполненая компрессия украшает звук, а некачественная лишь портит его. Не думайте, что железячные компрессоры намного лучше, чем программные, поскольку этот миф уже давно развеян. Компьютерные аналоги стоят дороже, а этот факт говорит о многом.

Не бойтесь применять «компрессор» и больше практикуйтесь. На этой ноте я заканчиваю данную статью, но впереди у нас ещё много интересного материала.

« ВВЕРХ

2.Электрогитара

| ЧАСТЬ 1 |

Традиционно слово «искажение» имеет негативную окраску в кругах аудиофилов. Обычно стремятся иметь усилитель низкой частоты с очень маленькими нелинейными и частотными искажениями. Обычные требования к звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуре — нелинейные искажения меньше 0.01% и линейная (без выбросов и провалов, т.е. без искажений) частотная характеристика. От табличных синтезаторов звука обычно также требуется чистое неискажённое звучание. Однако при студийной обработке звука искажения всё же применяются в устройствах типа «Aural Exciter» производства фирмы Aphex. Но пожалуй единственная область музыкальной индустрии, где без искажений звука обойтись невозможно это электрогитара и всё что с ней связано. Поэтому в этой статье основное внимание будет уделено устройствам обработки сигналов электрогитары, использующим различным формам нелинейных и амплитудно-частотных искажений, но и принцип действия устройств подобных «Aural Exciter» также будет освещён. Понятие хорошего гитарного звука неразрывно связано с «правильными» нелинейными, частотными и другими искажениями, которым подвергается сигнал электрогитары гитары проходя через специальные гитарные предусилители типа:

фуз (fuzz),
овердрайв (overdriver),
cустэйн (sustain),
дисторшн (distortion),
гранж (grunge) фильтры,
усилители мощности низкой частоты,
«гитарные» (отнюдь не Hi-Fi) звуковые колонки.

Причём, действительно хорошего гитарного звука обычно пытаются добиться используя в той или иной мере все эти компоненты, образующие все вместе как бы устройство или цепочку обработки (искажения) сигнала электрогитары. Многие фирмы предпринимают попытки реализовать алгоритмы искажений методами цифровой обработки сигналов (DSP) и объединить все искажающие элементы в единое (однокорпусное) устройство — гитарный процессор, добавляя в него также эффекты реверберации, хоруса, гармонайзера и компрессора, в той или иной мере изменяющие (искажающие) параметры входного сигнала. Одно из таких устройств вы можете видеть на Рис.1.

processor
Рис.1. Типичный гитарный процессор.

Первым искажающим элементом через который обычно проходит сигнал электрогитары обычно является гитарный предусилитель (pre-amplifier). Это совсем не Hi-Fi предусилитель. Он не должен быть устройством с очень маленьким уровнем нелинейных искажений и не должен иметь абсолютно гладкую амплитудно-частотную характеристику от 20 Гц до 20 кГц. Обычно сразу после предусилителя используют блок регулировки тембра bass/mid/treble (исказитель частотной характеристики) и приходится повозится, подбирая положения ручек регуляторов. Гитаристы, как правило, отдают предпочтение ламповым (или хотя бы имитирующим лампы) гитарным предусилителям. Поэтому давайте для начала разберемся с амплитудно-частотными и нелинейными искажениями, вносимыми в сигнал ламповыми (и имитирующими их) предусилителями. Не будем сейчас концентрироваться на конкретных названиях усилителей дабы не отвлекаться от главной темы — «искажения», а также потому, что характерные свойства разных ламповых (и имитирующими их) предусилительных устройств не сильно отличаются друг от друга. Однако, я думаю, что читатели легко догадаются о каком усилителе идет речь, посмотрев на Рис.2.

mesa
Рис.2. Ламповый усилитель.

Для начала включим ламповый усилитель и гитарный процессор в режим «clean tube» или «чистый ламповый звук» и подадим на вход синусоидальный сигнал Рис.3 частотой 440 Гц. На выходе этих устройств мы увидим очень похожие сигналы, примерно такие как на Рис.4.

sin
Рис.3. Тестовый синусоидальный сигнал.

dist-sin
Рис.4. Форма выходного сигнала в режиме «чистый ламповый звук».

Очевидно, что исходный синусоидальный сигнал подвергся значительным нелинейным искажениям. Их уровень составляет примерно 9..10%, что очень далеко от типичных значений (0.01% и менее) для обычных, негитарных усилителей. Характерна также сильная асимметрия выходного сигнала, необходимая для обогащения его спектра чётными гармониками. В случае отсутствия чётных гармоник звук приобретает неестественный «синтезаторный», «плоский», «бедный», «примитивный» оттенок. Спектр синусоидального сигнала, искаженного ламповым (или имитирующим его) предусилителем показан на Pic.5.

spectrum-sin
Рис.5. Спектр синусоидального сигнала, искаженного ламповым (или имитирующим его) предусилителем.

Видно на Рис.5., что спектр сигнала после гитарного предусилителя значительно обогащён как чётными так и нечётными гармониками. Амплитуды гармоник достаточно быстро спадают начиная с -18 дБ для второй гармоники и до -72 дБ для 18 гармоники. Амплитудно-Частотная Характеристика, типичная для гитарных предусилителей, показана на Рис.6..

AFR
Рис.6. Амплитудно-Частотная Характеристика, типичная для гитарных предусилителей, в режиме «чистый ламповый звук».

фуз (fuzz),
овердрайв (overdriver),
cустэйн (sustain),
дисторшн (distortion),
очень популярные звуковые эффекты, базирующиеся на использовании нелинейных и амплитудно-частотных искажениях. Это довольно схемотехнически несложные устройства, которые может самостоятельно изготовить любой даже начинающий радиолюбитель. Построены все эти устройства примерно на одних принципах.

Устройства, использующие подобные электрические принципиальные схемы, под названиями «фуз», «дисторшн», «овердрайв» выпускались, да и всё ещё выпускаются, многими фирмами. Несмотря на простоту, принцип работы такого устройства достаточно интересен и поучителен. Рассмотрим его более подробно…Входной сигнал с разъёма INPUT поступает через конденсатор 0.01 mF на вход операционного усилителя. Этот конденсатор и резистор 1М образуют фильтр высоких частот с частотой среза 100 Гц, обеспечивающих «завал» коэффициент усиления устройства на частотах ниже 100 Гц. Такая фильтрация сигналов характерна и для многих ламповых усилителей. Далее сигнал усиливается операционным усилителем в 2-200 раз. Коэффициент усиления регулируется резистором 500 кОм. Очень интересная и важная деталь, во многом определяющая качество звука этого устройства — конденсатор 0.05 mF, резистор 4кOм и переменный резистор 500К образуют фильтр высоких частот с переменной частотой среза! При коэффициенте усиления «2» фильтр ослабляет частоты сигнала ниже 100 Гц, а при коэффициенте усиления «200» будут ослабляться частоты сигнала ниже 4 кГц, что эквивалентно значительному подъёму АЧХ в районе 4 кГц и выше. Далее усиленный сигнал поступает на ограничитель (нелинейный исказитель), выполненный на двух включенных встречно-паралельно диодах, совмещённый с фильтром низких частот с частотой среза 10 кГц (имитирующим «завал» высших частот в гитарных предусилителях). Как видите даже такое простое устройство производит довольно сложные АЧХ и нелинейные искажения. Типичный спектр гармоник на выходе фуза, дисторшн, овердрайва при подаче на вход синусоидального сигнала приведён на Рис.7. На графике хорошо заметно характерное для транзисторных устройств отсутствие чётных гармоник. На вход был подан синусоидальный сигнал частотой 440 Гц. Следовательно, пик второй гармоники на графике Рис.7 должен находится на частоте 880 Гц. Однако там практически ничего нет. Амплитуда второй гармоники находится на уровне -80 дБ. Чётные гармоники более высокого порядка также имеют очень маленькие амплитуды. Возможно этим и определяется некоторая «тусклость», «транзисторность» звука стандартных «фуз», «дисторшн», «овердрайв» устройств. Медленный спад амплитуд нечётных гармоник видимо и добавляет в звук то, что обычно называют «песком» или высокочастотным «треском».

harmonics
Рис.7. Типичный график спектра гармоник на выходе «фуза», «дисторшн», «овердрайва». (Gain=11.0) при подаче на вход синусоидального сигнала.

Таким образом общая логика работы исказителей сигнала типа «фуз», «дисторшн», «овердрайв» заключается в предварительном ослаблении самых низких частот (ниже 100..200 Гц) в спектре входного сигнала, в усилении сигнала в десятки (иногда в сотни) раз с одновременным искажением АЧХ в области средних частот (значительный «подъём» в области 3..6 кГц) и последующим двухсторонним симметричным ограничением сигнала и, наконец, окончательной отфильтровкой (ослаблением) высокочастотной части (выше 3..10 кГц) в спектре сигнала. На Рис.8 показана типичная АЧХ устройства типа «sustain». Аналогичная картина АЧХ наблюдается и для «фуз»,»дисторшн», «овердрайв».

AFR-2
Рис.8. Типичная АЧХ искажающих устройств типа «фуза», «дисторшн», «овердрайва», «сустейнер».

Основные различия между искажающими устройствами сведены в Таб.1.

tab1

В устройствах типа «фуз» часто отсутствует предварительный фильтр, ослабляющий низкие частоты. В них прменяется жёсткий ограничитель типа включенных встречно-паралельно диодах в обратную отрицательную связь операционного усилителя. В «дисторшн» как правило используются предварительные фильтры высокой частоты (ФВЧ) подавляющие часоты в полосе от 0 Гц до 0.4 кГц..2 кГц (обычно это «дифференцирующая» RC-цепочка ), средний по жёсткости ограничитель на диодах и выходной фильтр низких частот с частотой среза 3..6 кГц, обеспечивающий спад АЧХ на высоких частотах 12..24 дБ и более на октаву (фильтр бетрвота 2..6 порядка). «Овердрайв», на мой взгляд, призван имитировать перегрузку лампового усилителя и пэтому имеет незначительное подавление низких частот, «мягкий» ограничитель и плавный спад усиления на высоких частотах. «Cустейнер» обычно имеет значительный коэффициент усиления, не очень «жёсткий» ограничитель и фильтра нижних часот, ослабляющий частоты выше 800..1500 Гц. Основное отличие исказителей в фирменных ламповых гитарных усилителях от большинства транзисторных устройств в том, что спектр сигналов на выходе ламповых усилителей содержит и чётные и нечётные гармоники. Может быть именно поэтому музыканты предпочитают звук ламповых гитарных «примочек».

Тенденции развития искажающих устройств типа «фуз», «дисторшн», «овердрайв»,»сустейнер» заключаются в применении активных фильтров на операционных усилителях вместо RC-цепочек (резистор-конденсатор), имеющих более крутые скаты своих частотных характеристик и большее подавление нежелательных высокочастотных компонент (т.е. так называемого «песка»). Также большое внимание разработчики уделяют созданию более совершенных устройств ограничения и нелинейного искажения сигнала. По видимому для дальнейшего улучшения звучания исказителей следует проектировать схемы не подавляющие чётные гармоники.

« ВВЕРХ

| ЧАСТЬ 2 |

Практически любой гитарист, достаточно серьезно относящийся к исполнительскому мастерству, мечтает стать «узнаваемым» гитаристом, то есть тем музыкантом, которого можно легко узнать на слух по его игре. Важную роль в выполнении этой задачи играет уникальная манера игры, но не последнее место занимает и индивидуальный, неповторимый звук. В этой ситуации на передний план выходят различные электронные устройства обработки сигнала, которые могут кардинально изменить звучание электрогитары.

На самом деле, несмотря на сотни различных моделей, имеющихся на рынке, самих эффектов изобретено не так уж много, и большей части гитаристов они прекрасно известны. Однако гораздо меньше тех музыкантов, которые понимают принцип действия каждого прибора, реализующего тот или иной эффект, и могут выстраивать свой собственный звук сознательно, а не путем перебора различных сочетаний эффектов. Поэтому тем музыкантам, кто еще не очень хорошо знаком с работой тех или иных примочек, мы попытаемся раскрыть секреты этой кухни.

« ВВЕРХ

«Overdrive», «Distortion»: Начнем, пожалуй, с самых известных из всех существующих эффектов- «Overdrive», и «Distortion». Вообще-то названий у подобных примочек довольно много- «fuzz», «heavy-metal», «tube screamer» и т.д., но все они выполняют одну и ту же функцию — искажение звука путем ограничения сигнала по амплитуде. Тем не менее, всю группу этих примочек можно условно разделить на две подгруппы:

«distortion» — который дает более «жесткое» звучание;
«overdrive» — который дает более «мягкое» звучание.

В дальнейшем мы будем называть все примочки данного типа общим названием «distortion», если при этом нет специальных оговорок.

Сегодня, по-видимому, все гитаристы используют данный эффект. Это позволяет долго «держать» звук и создать мощное звучание. Кроме того, использование этого эффекта позволяет преодолеть плохую технику музыканта и играть быстрые пассажи, которые без «distortion» звучали бы довольно неряшливо. Следует отметить, что при включенном эффекте нежелательно играть аккордами; звук становится очень «грязным»— это общий характер (не хотелось бы называть это недостатком) всех подобных устройств.

Ограничение сигнала по амплитуде может реализовываться многими схемотехническими решениями, рассмотрение которых не входит в задачи данной статьи. Возникающее за счет ограничения сигнала большое количество гармоник и придает звуку характерный оттенок.

Полученный в результате ограничения звук гитары зависит не только от конкретной схемы педали, но и от частотной обработки входного и выходного сигналов. За счет добавления большого количества гармоник, звук становится очень «высоким», «резким», «неприятным». Поэтому, как правило, после ограничивающего каскада устанавливаются фильтры, выполняющие частотную коррекцию полученного сигнала. Тем не менее, возможно дополнительное применение частотно-корректирующих устройств, например «графического эквалайзера».

«Distortion» обычно ставят в самое начало линии эффектов, но после «Compressor» , так как длительный сустейн последнего обеспечивает более продолжительное ограничение сигнала.

« ВВЕРХ

«Compressor-Sustainer»: Следующий эффект, который мы рассмотрим, не менее популярен, чем «distortion»; это «compressor-sustainer» . По названию можно догадаться, что делает это устройство: компрессирует сигнал, то есть производит сжатие динамического диапазона звука гитары. В результате «compressor-sustainer» формирует на выходе сигнал с практически неизменной амплитудой, в то время, как на входе амплитуда непрерывно меняется. Такую примочку можно применять во всех случаях жизни, так как после прохождения через нее гитарного сигнала, последний легче обрабатывается другими устройствами.

Следует отметить разницу между «compressor-sustainer» и «compressor-limiter». Если первый является, по-существу, обычным автоматическим регулятором уровня, поддерживающим сигнал на более или менее постоянном уровне, то второй только ограничивает пики сигнала до определенной величины, передавая остальную часть сигнала без изменений.

Компрессор хорошо располагать в самом начале линии, подавая на его вход сигнал непосредственно с электрогитары. В результате компрессирования повышается сустейн и получается более «плотный» звук, столь необходимый для стоящего далее «distortion». Нет большого смысла ставить что-либо перед компрессором, так как большинство эффектов делают частотную характеристику сигнала крайне неравномерной, компрессор же сгладит ее, ослабив этот эффект неравномерной АЧХ.

« ВВЕРХ

«Chorus»: Данный эффект делает звук гитары «объемным», «прозрачным» и «наполненным». Оригинальность звучания хоруса обусловила его широкое применение многими музыкантами. Хорус можно использовать как при аккомпанементе, так и при сольной игре, например, совместно с «distortion». Сам эффект получается периодическим изменением времени задержки сигнала, которое составляет примерно 20-30 миллисекунд, причем чем больше изменение времени задержки, тем больше глубина хоруса, вплоть до эффекта расстроенной гитары. Если в студийных приборах применяется обычно цифровой хорус, то в педалях он сделан на аналоговой элементной базе, что дает более красивый, по мнению многих гитаристов, звук. Однако цифровые хорусы обладают большими возможностями, гибкостью и сервисными функциями.В настоящее время большинство выпускаемых педалей реализуют эффект «stereo chorus», где звук после обработки разносится по панораме.

« ВВЕРХ

«Flanger», «Phaser»: Оба эффекта позволяют получить сложный нестационарный сигнал, в результате чего звук гитары становится «объемным», «летящим», «воздушным». Ощущение полета при этом создается периодическим изменением амплитудно-частотных характеристик сигнала.

Об открытии эффекта «flanger» ходят разные легенды. Одна из них гласит, что эффект открыл совершенно случайно в 1958 году известный звукорежиссер и продюсер Ph.Spector. При попытке «удвоить» голос, воспроизводя запись одновременно с двух магнитофонов, и получился этот необычный звук (так как идеальной синхронизации лент добиться было невозможно, обе ленты чуть смещалась по времени друг относительно друга). В современных примочках эффект реализуется путем добавления к исходному сигналу его собственных копий, сдвинутых по времени на величины порядка 1-10 миллисекунд, причем время сдвига непрерывно меняется.

« ВВЕРХ

«Phaser», являющийся частным случаем флэнжера, осуществляет смешивание исходного сигнала с копиями, сдвинутыми по фазе. Несмотря на одинаковый механизм работы с «Flanger», эффект, производимый «Phaser», заметно отличается на слух.

«Flanger», «Phaser», а также описанный выше «Chorus»— родственные эффекты, и имеет смысл использовать только какой-нибудь один из них. В цепи эффектов они ставятся после «distortion», но до «delay» и «reverberator».

« ВВЕРХ

«Wah-Wah», или иначе «тембровое вибрато», еще один из наиболее распространенных гитарных эффектов. Он может с успехом применяться как в солирующих партиях, так и для создания остинатных ритмических фигур. С помощью этой педали имеется возможность регулировать частоту подъема амплитудно-частотной характеристики для подчеркивания определенного участка спектра звукового сигнала. Иначе говоря, нажимая и отпуская педаль, вы перемещаете «горб» АЧХ в ту или иную сторону. Существуют также устройства «AutoWah», где управление осуществляется не педалью, а специальным встроенным генератором. Устройство выпускается как в виде отдельной педали, так и совмещенной с каким-нибудь другим эффектом.

« ВВЕРХ

«Octaver»: Данное устройство позволяет сдвигать спектр входного сигнала на октаву или две ниже или выше основного тона, при этом продолжает звучать и сам основной тон, что создает впечатление игры в октаву сразу двух инструментов. В аналоговых педалях эффект реализован посредством простого умножения или деления частоты, но так как спектр гитары имеет довольно сложную форму, то сдвиг частоты сигнала носит условный характер, и изменение звучания достигается, в основном, за счет добавления определенных обертонов. Несмотря на редкое практическое использование октавера, он выпускается с 60-х годов и до сегодняшнего дня, и некоторые известные гитаристы (John Scofield, Larry Carlton и др.) включают его в свою батарею эффектов.

« ВВЕРХ

«Tremolo»: Это еще один из вариантов вибрато — «амплитудное вибрато». Когда-то этот эффект был популярен, а теперь он всеми забыт, несмотря на то, что с его помощью можно добиться интересного звучания. На слух тремоло воспринимается так, как если бы при игре на гитаре ручку громкости быстро (с частотой несколько герц) вращали из одного положения в другое. Устройство, реализующее этот эффект, представляет собой обычный электронный регулятор громкости, управление которым осуществляется генератором, вырабатывающем колебания инфранизкой частоты, при этом форма импульсов, производимых генератором, может быть различной (треугольной, синусоидальной и т.п.). Соответственно, различным будет закон модуляции сигнала, а значит и воспринимаемый на слух эффект.

Наиболее известное музыкальное произведение, где используется «Tremolo»— это композиция «Money» группы «Pink Floyd» (альбом «Dark Side Of The Moon», 1973).

« ВВЕРХ

«Equalizer»: Эквалайзеры представляют собой многополосные регуляторы тембра, позволяющие осуществлять одновременную и взаимонезависимую регулировку на нескольких частотах. Эквалайзеры бывают: графические, параметрические, полупараметрические и параграфические; помимо студийных приборов, первые два выпускаются в виде гитарных педалей. (более подробную информацию смотри в статьях «Эквализация»).

Какой же «equalizer» лучше применять? Если требуется скорректировать общий гитарный саунд, то несомненно лучший выбор- это «графический эквалайзер» с его большим количеством регулируемых полос во всем частотном диапазоне гитары. «Параметрический эквалайзер» годится для более «тонкой» работы- ослабить или поднять какую-то конкретную частоту, например частоту фона или частоту «темных» нот, встречающихся на грифе гитары «темных» нотах речь пойдет во второй части статьи), хотя, конечно, ничто не мешает использовать его также, как и «графический эквалайзер».

В цепи эффектов «equalizer» обычно ставится там, где требуется изменить характер звука, убрать или получить «пик» на определенной частоте. Его не следует ставить перед «compressor», который сгладит амплитудно-частотную характеристику, сформированную первым устройством.

« ВВЕРХ

«Noise Gate»: И на сцене, и в студии электрогитара производит довольно много различных посторонних звуков, требующих маскировки. Это могут быть и случайно задетые струны, и фон, и щелчки от переключения звукоснимателей, и многое другое. Эти лишние звуки хорошо слышны только в паузах; при наличии же полезного сигнала они маскируются последним и практически незаметны на слух. «Noise Gate», или иначе шумоподавитель порогового действия, помогает решить эту проблему. Непрерывно следя за уровнем входного сигнала, он определяет, когда величина сигнала снизится до определенного значения, и перестает пропускать сигнал на выход. Когда сигнал поднимется до определенного уровня, выход устройства вновь открывается, причем его закрывание и открывание производится плавно и мягко. Обычно уровни срабатывания и отпускания шумоподавителя имеют различную величину, а для защиты от случайных переключений предусмотрена специальная система контроля. Как правило, педальное исполнение этого устройства позволяет управлять такими его параметрами, как регулировка порога срабатывания, времени нарастания и затухания сигнала. Шумоподавитель ставят ближе к концу линии эффектов, но до «Reverberator» и «Delay», так как последние помогают замаскировать шум, который может появиться при переключениях шумоподавителя.

« ВВЕРХ

«Reverberator», «Delay»: Реверберацией называется послезвучание, которое наблюдается в помещениях после того, как действие источника звука прекратилось. Послезвучание возникает в результате многократных отражений звуковых волн от стен, потолка и других поверхностей. Если же источник продолжает излучать звуковые колебания, то звуковая картина в помещении представляет собой совокупность прямого звука и многократных отражений. Устройство, имитирующее реверберацию, называется «Reverberator». Оно позволяет имитировать акустические характеристики того или иного помещения и благодаря этому получать более естественное, объемное звучание. Впервые искусственную реверберацию стали применять такие известные музыканты, как Chet Atkins и Les Paul.

Современный студийный ревербератор способен выполнять много различных функций- от воспроизведения эффекта объемного звучания до создания необычных тембров и спецэффектов, однако ревербераторы, выполненные в виде педалей, естественно, проще в плане возможностей.

Эффект «Delay» («задержка») является, по сути, эхо-эффектом. Этот эффект можно получить из реверберации путем увеличения времени задержки до уровня, когда отчетливо различаются отдельные повторы входного сигнала. «Delay» является довольно популярным эффектом у гитаристов и часто используется во время сольной игры.

И «Delay», и «Reverberator» обычно ставят в самый конец цепи эффектов. Однако, ревербератор в гитарной практике почти никто не использует — он относится к устройствам общей обработки звука, которыми управляет звукооператор с микшерного пульта.

« ВВЕРХ

«Volume Pedal»: Педаль громкости — это самое простое из всех устройств: оно состоит из корпуса с педалью, которая с помощью зубчатой передачи связана с осью потенциометра. Требуется такое устройство для оперативного контроля громкости звука. Дело в том, что при использовании нескольких примочек громкость при разных комбинациях включенных эффектов может меняться, и здесь педаль громкости может прийти на помощь. Кроме того, используя эту педаль, можно формировать «мягкую» атаку, делать быстрое и в то же время плавное затухание звука и тому подобные вещи. Поэтому даже во многих гитарных процессорах и синтезаторах предусмотрен разъем для подключения такой педали. Существуют также модели, совмещающие в себе педаль громкости и еще какой-либо эффект (fuzz, wah-wah и т.д.).

Теперь, после краткого описания педалей (в гитарных процессорах эффекты аналогичны), перейдем к конкретным схемам их соединения между собой. Все то, что написано ниже, носит чисто рекомендательный характер, и не следует принимать эти советы как нечто единственно правильное и непреложное. В данной ситуации можно говорить лишь об общих правилах соединения, а конкретная цепь эффектов будет зависеть от вашей выдумки, слуха и индивидуальности. Свой собственный звук — вот ваша главная задача. Ниже мы рассмотрим цепочку, состоящую из всех эффектов, но надо понимать, что ни один здравомыслящий человек не станет использовать такую линию: конкретную конфигурацию диктует стиль музыки.

Итак, на Рис.9 представлена цепочка, состоящая практически из всех эффектов. Если вы внимательно на него посмотрели, то наверняка заметили отсутствие на рисунке «equalizer». Дело в том, что это устройство настолько универсально, что его можно установить практически в любом месте цепи, где требуется подкорректировать амплитудно-частотную характеристику. Использовать эквалайзер необходимо достаточно аккуратно, так как пики сигнала на определенных частотах могут перегрузить некоторые эффекты группы временной задержки (хорус, флэнжер, фэйзер).

DistEG_1
Рис.9. Цепочка, состоящая практически из всех эффектов.

Один из вариантов использования графического эквалайзера представлен на Рис.10. В данной ситуации потребуется два «equalizer» (или один, но «stereo equalizer»). В такой конфигурации, регулируя частоты на входе и выходе «distortion», можно добиться хорошего, плотного звучания, уменьшив уровень «жужжащих» частот.

DistEG_2
Рис.10. Один из вариантов использования графического эквалайзера.

Для работы в коллективах, играющих в любых направлениях, связанных с рок-музыкой, можно посоветовать универсальную линию эффектов, изображенную на Рис.11. Используя эту схему, можно играть как аккомпанемент, так и сольные партии, причем «параметрический эквалайзер» возмещает отсутствие шумоподавителя- одну из его полос можно использовать для фильтрации 50-герцового фона, возникающего при работе «distortion», а остальные полосы — для коррекции частот.

DistEG_3
Рис.11. Универсальная линия эффектов.

На Рис.12 показана еще одна конфигурация цепи. Ее особенностью является применение «stereo chorus» и, соответственно, дальнейшее расщепление сигнала на две ветви. «delay», установленный в одной из них, помогает подчеркнуть панорамный эффект, возникающий при работе «stereo chorus». Недостаток данной линии заключается в необходимости наличия двух комбоусилителей, что не каждый музыкант может себе позволить.

DistEG_4
Рис.12. Использование «stereo chorus» и расщепление сигнала на две составляющие.

Для исполнения «живой» поп-музыки в общем, и фанк-музыки в частности, подойдет схема, представленная на Рис.13. Ориентированна эта цепь на игру аккомпанемента; при наличии же сольных партий после «compressor» можно добавить «distortion». «Compressor», регулятор атаки которого установлен на максимум, позволяет играть одиночные «пиццикатные» ноты, которые в этой ситуации будут очень хорошо звучать. «Phaser» используется при «compressor» игре аккордами, придавая звучанию определенный оттенок.

DistEG_5
Рис.13. Для исполнения живой поп-музыки.

В заключении хочется сказать, что чтобы вы не делали, главным всегда должно оставаться творчество и ощущение свободы от каких бы то ни было правил. Это касается и составления собственной линии эффектов. Единственный путь открыть «свое» звучание — эксперимент, а не копирование определенных шаблонов. И последнее — ЭФФЕКТЫ ДОЛЖНЫ УКРАШАТЬ ИГРУ. Нет более неприятного звука, чем звук чрезмерно переобработанной электрогитары.

« ВВЕРХ

3.Акустическая гитара

Прародитель электрогитары акустическая гитара была и по сей день остается популярной среди музыкантов. Во всяком случае у подавляющего большинства гитаристов первым инструментом была именно она, а не электрогитара. Тем не менее на эстраде в любительской и полупрофессиональной деятельности акустическая гитара используется значительно реже других инструментов. Отчасти это объясняется высокими ценами на подобные инструменты приличного класса, однако главная сложность заключается в озвучивании гитары. Акустическая гитара — инструмент довольно капризный в плане усиления звука, и чтобы полностью передать все нюансы исполнения и естественную красоту ее звучания, необходимо приложить максимум усилий. Мы попробуем разобраться в особенностях подзвучки акустической гитары и использовании с ней различных устройств электронной обработки звука, рассмотренных ранее.

Прежде, чем попытаться выяснить, как же озвучивать гитару, нужно понять, в чем заключаются ее отличительные черты. Первая особенность, наиболее заметная на слух — почти полное отсутствие сустейна, то есть продолжительности звучания. При щипке струны возникает сильная атака, которая почти мгновенно падает в десятки раз, после чего звук довольно быстро затихает. По сравнению с электрогитарой, где струна может звучать достаточно долго, это отличие кардинальное. Вторая особенность заключается в тембре — из-за более высокого резонирования в области низких и средних частот, амплитудно-частотная характеристика звука гитары получается крайне неравномерная, что может создать определенные сложности. Например, при работе на студии при установке уровня записи магнитофона, необходимо учитывать разность в силе звука верхних и нижних струн. Еще одна особенность — наличие «темных» нот (их называют также «мертвые» или «волчьи» ноты). Такие ноты можно услышать на определенных ладах гитары, где они звучат тише или громче других. Иногда они могут отличаться по тембру, что гораздо заметнее. Исправлению этот эффект не подлежит, но следует заметить, что «темные» ноты в большей или меньшей степени присутствуют практически на всех, даже очень хороших и дорогих гитарах. На электрогитарах этот эффект менее заметен, так как сигнал со звукоснимателей, попадая в дальнейшую цепь обработки, уменьшает свой динамический диапазон, в результате чего звучание нот сглаживается.

Несмотря на все вышеописанные особенности звучания акустической гитары, роль электронных устройств, применяемых вместе с ней, заключается не в устранении или изменении этих характерных черт, а скорее в их подчеркивании, естественно, с коррекцией грубых амплитудно-частотных аномалий. Акустическая Гитара — инструмент «живой», и задача звукоусилительного тракта — передать без искажений всю палитру и богатство натурального звука, кроме, конечно, каких-то, иногда возникающих специальных задач. Но, прежде чем обработать сигнал акустической гитары , его необходимо получить.

При озвучивании акустической гитары можно идти тремя путями. Первый Способ очевидный и на первый взгляд простой — усиление с помощью микрофона. В этом случае можно добиться натурального и естественного звучания инструмента, разумеется при использовании соответствующей аппаратуры (прежде всего, самого микрофона и микрофонного предусилителя). При работе на студии можно рекомендовать именно этот способ, ибо акустические условия и возможность перезаписи позволяют сделать высококачественную фонограмму. При озвучивании микрофон устанавливается напротив розетки гитары. Применяют запись и с несколькими микрофонами, например один устанавливается около розетки, второй — около грифа и третий — на общий план. Наилучший звук обычно достигается путем многочисленных экспериментов. В концертной практике применение микрофона может вызвать возникновение акустической обратной связи, что связано с гитарным корпусом, выполняющим роль резонатора. В этой ситуации «подзвучку» можно осуществлять Вторым Способом. В последние годы распространение получила так называемая электроакустическая гитараю. То есть гитара со встроенным пьезодатчиком, который улавливает механические колебания корпуса и преобразует их в электрические колебания. Несмотря на то, что звучание гитары становится не таким естественным (из-за того, что в этой ситуации звук «акустики» связан только с колебаниями корпуса, а не со столбом воздуха, выходящем из розетки), этот способ намного проще, быстрее и практичнее. Тем более, во многих гитарах имеется встроенный темброблок с эквалайзером и линейным выходом. Третий Способ заключается в подзвучивании и пьезодатчиками, и микрофонами. Регулируя баланс между ними, можно получить оптимальный звук для большинства ситуаций, возникающих в концертной и студийной деятельности.

Наиболее распространенными средствами обработки сигнала акустической гитары являются «compressor-limiter» и «equalizer». «Compressor-limiter» призван уменьшить динамический диапазон источника сигнала за счет мягкого ограничения его пиковых значений. Учитывая крайнюю динамическую неравномерность звучания гитары в разных частотных областях, применение компрессора тут вполне оправдано. Особенно важно избавиться от «пиков» при записи на цифровые носители, так как даже небольшая перегрузка, незаметная на аналоговой ленте, в данной ситуации приведет к сильнейшим искажениям. С другой стороны, низкий порог ограничения сигнала в компрессоре повлечет за собой неестественность звучания — гитара будет «задушена», как говорят звукоинженеры. Поэтому, пользуясь компрессором, необходимо придерживаться разумного компромисса в его настройке.

« ВВЕРХ

Акустическая Гитара — инструмент, требующий частотной корректировки. Разные гитары звучат совершенно по разному, причем это зависит не только от формы корпуса и пород дерева, из которого он изготовлен, но и от множества других причин, даже не связанных непосредственно с самим инструментом. Если на гитаре используются металлические струны, то у нее будет более звонкий и высокий звук, чем при использовании «нейлона», придающего звучанию глубину и теплоту. Соответственно, возникает необходимость в подчеркивании характерных особенностей данной гитары для передачи всей красоты ее индивидуального звучания.

«Equalizer», как графический, так и параметрический, отлично подходит для коррекции частот гитарного сигнала. Графический эквалайзер можно использовать для получения определенного тембра: например при игре аккомпанемента, подняв полосу высоких частот, в звучание гитары добавится «звон». При повышении уровня нижней части среднего диапазона звук становится «теплым» и «бархатным», что хорошо слушается при выступлении соло.

Параметрический эквалайзер более гибок при работе с Акустической Гитарой. Возможность точно настраиваться на конкретную частоту позволяет решить множество проблем, одна из которых — возникновение акустической обратной связи. Как известно, обратная связь возникает на определенных частотах, вызывающих наибольший резонанс в корпусе гитары, вследствие чего звукоусилительный тракт «заводится». Эти «паразитные» частоты можно найти, если уровень частотной полосы уменьшить на 8-12 дБ, и путем изменения центральной частоты полосы найти резонансную частоту, являющуюся непосредственной причиной «заводки». После этого можно увеличить общую громкость, пока акустическая обратная связь не возникнет снова, уже на другой частоте. С помощью следующего канала параметрического эквалайзера находится и эта резонансная частота; ее уровень также уменьшается. Действуя таким же образом и далее, возможно найти и уменьшить практически все резонансные частоты и полностью избавиться от обратной связи для получения оптимального звукового баланса.

Аналогично вышеописанной процедуре происходит избавление от «темных» нот. Для этого первым делом необходимо поставить ширину полосы и ее уровень на максимальные значения. Непрерывно играя «темную» ноту, необходимо найти соответствующую ей частоту путем регулирования последней. После нахождения этой частоты ширина полосы суживается (чтобы эквалайзер не «хватал» соседние ноты), и уровень полосы устанавливается такой, чтобы «темная» нота звучала по громкости так же, как и остальные. При наличии нескольких таких нот используются другие каналы эквалайзера. Если акустическая гитара играет вместе с другими инструментами, имеющими такой же частотный диапазон, что и у нее, то во избежании «перекрытия» частотных областей с помощью того же параметрического эквалайзера необходимо уменьшить уровень «занятой» полосы. Это приведет к более равномерному распределению инструментов по всей частотной области, и каждый из них будет хорошо прослушиваться без увеличения громкости.

Мы рассмотрели, в основном, приборы коррекции звука. А можно ли применять с акустической гитарой именно эффекты, изменяющие сам тембр инструмента? В принципе, эффекты применять можно, правда их круг значительно сужается по сравнению с электрогитарой. Очень хорошо слушается с акустической гитарой «chorus», придавая ее звучанию «объемность» и «заполненность». Уровень эффекта лучше устанавливать таким, чтобы «chorus» скорее чувствовался, нежели слышался — в противном случае в обработанном сигнале будет слышна некая искусственность. При применении «stereo chorus» звучание становится еще более «объемным» и «глубоким».

Многие музыканты хотели бы эпизодически использовать 12-струнную гитару, но в концертной деятельности транспортировка еще одного инструмента довольно затруднительна. Для имитации такого звучания можно использовать специальные устройства, которые позволяют сдвигать высоту тона вверх или вниз на заданную величину. С этой задачей справляются такие устройства, как «Harmonizer» и «Pitch Shifter». Выпускаться они могут как в виде студийных приборов, так и встроенными в гитарные процессоры. Сместив высоту гитарного сигнала вверх на октаву и подмешав его к основному звуку, создастся иллюзия игры на 12-струнной гитаре; во всяком случае при игре с другими инструментами отличие будет почти незаметным. И, естественно, совершенно необходимо использование «reverberator». Без него звучание акустической гитары будет «тусклым», «плоским», лишенным объема и пространства.

При сольной игре на акустической гитаре обработку звука необходимо использовать в соответствии с ситуацией. Одно дело, когда гитарист исполняет какую-либо пьесу в дуэте с фортепиано — звучание гитары должно быть естественным и строгим. Совсем другой подход используется при сольной партии в коллективе, играющем фьюжн — тут все целиком зависит от выдумки и фантазии исполнителя (рекомендуется к прослушиванию John McLaughlin Trio). Однако в общем случае цепь эффектов для работы с акустической гитарой может выглядеть, как на Рис.14. Эта конфигурация является довольно простой и отвечает всем требованиям универсальности — с ее помощью возможно произвести самую необходимую обработку сигнала при различных задачах.

Acoustic_Pic1
Рис.14. Цепь эффектов для работы с «акустической гитарой».

И напоследок следует упомянуть о гитарных процессорах. Также, как для электрогитары и басс гитары, выпускаются процессоры и для акустической гитары. В качестве примеров можно упомянуть такие устройства, как «Korg G2 Acoustic Guitar Processor» и «DOD AcousTEC Guitar Preamp» & «FX Processor». Последний представляет собой довольно мощное устройство необычного дизайна, включающее в себя множество эффектов. К ним относятся аналоговые компрессор, трехполосный эквалайзер, встроенный подавитель акустической обратной связи, шумоподавитель. Секция цифровых эффектов включает в себя хорус, флэнжер, фейзер, тремоло, имитатор звучания 12-струнной гитары, дилэй, ревербератор. Имеется встроенный тюнер для настройки гитары. Подобные устройства предоставляют музыканту все возможности для получения звука акустической гитары на любой вкус.

« ВВЕРХ

4.Бас-гитара

Жако Пасториус, Стэнли Кларк, Джон Патитуччи, Маркус Миллер… Кому из баc-гитаристов не знакомы эти имена! Виртуозная техника и море фантазии и выдумки сделали игру этих музыкантов эталоном исполнительского мастерства для многих и многих людей. Не последнюю роль в этом сыграло великолепное звучание их бас-гитар, способное заворожить даже неискушенного слушателя. Не секрет, что практически во всей современной эстрадной музыке основная нагрузка приходится на ритм-секцию, где бас-гитара выполняет важнейшую роль, и ее звук напрямую связан с получением плотного ритмического звучания всего коллектива. В этой статье мы поговорим о том, как можно добиться приемлемого звучания этого инструмента, и какие приборы обработки сигнала необходимо при этом использовать, но прежде рассмотрим специфические особенности бас-гитары.

Очевидно, что ее звучание очень низкое по частоте — ее диапазон лежит примерно в пределах 41Гц-392Гц для четырехструнного баса (для сравнения- у гитары диапазон составляет примерно 82Гц-1,3кГц); естественно, имеется в виду основная частота — за счет наличия обертонов диапазон значительно расширяется. Это сразу накладывает определенные ограничения на звукоусилительную аппаратуру — она должна быть рассчитана на большую мощность, в приборах обработки сигнала также учитывается преобладание низких частот. Следует заметить, что в случае пяти- и шестиструнных бас-гитар область частотного диапазона еще более расширяется, что необходимо принимать во внимание при коррекции амплитудно-частотной характеристики.

Как известно, бас-гитары, появившиеся в начале 50-х годов, являются чисто электрическими инструментами. При необходимости использования акустического звучания применялся контрабас, имеющий совершенно другую специфику игры. Однако, в последние годы популярными становятся басовые акустические гитары, которые очень любят использовать известные рок-исполнители в своих акустических концертах (так называемых «unplugged»). Такие гитары, как правило, имеют внутри корпуса установленные пьезодатчики и небольшой темброблок с эквалайзером, то есть практически не отличаются от обычных шестиструнных электроакустических гитар. Естественно, такая гитара требует принципиально иного подхода к обработке звука, нежели простая бас-гитара; скорее здесь подходят методы, описанные в предыдущей статье, посвященной акустической гитаре.

Как электрическая, так и акустическая, бас-гитары могут иметь ладовый или безладовый (fretless) гриф. В этом случае звучание гитар имеет ярко выраженные различия. При отсутствии ладов звук содержит гораздо меньше высокочастотных составляющих за счет контакта струны с мягкой подушечкой пальца. При опоре струны на ладовую перегородку в звучании появляется некая «жесткость» и «конкретность».

Очень часто бас-гитары имеют так называемую «активную» электронику. Это означает, что усиление сигнала со звукоснимателей происходит непосредственно в схеме, встроенной в гитару или в сами звукосниматели. Таким образом, сигнал на выходе гитары приобретает высокий уровень, что снижает дальнейшие потери, а выход гитары и вход усилителя имеют согласованные сопротивления. В этом случае звукоусилительная цепь может иметь несколько другой вид.

Не менее заметная разница в звучании проявляется и при использовании различной техники игры. Обычно большинство басистов играют пальцами, однако бывают случаи применения медиатора. Это придает звуку более жесткий тембр с характерной и резкой атакой. Использование приема «слэп» вообще очень специфично и является наиболее трудным случаем достижения хорошего саунда. С одной стороны, необходимо подчеркнуть острую и глубокую низкочастотную атаку в момент удара по струне большим пальцем, а с другой стороны должно быть хорошо слышно большое количество высокочастотых составляющих, возникающих от соприкосновения колеблющейся струны с ладовыми перегородками в момент ее сбрасывания с пальца. В таких случаях, при наличии полного спектра частот, может возникнуть необходимость расщепления сигнала на две частотных полосы с отдельной обработкой каждой из них (данный вариант будет рассмотрен ниже).

Пожалуй, наиболее распространенным устройством обработки басового сигнала является всем известный «графический эквалайзер». Недаром им оснащены очень многие басовые комбоусилители. Единственное его отличие от прочих эквалайзеров — адаптация к частотному диапазону бас-гитары. Выпускаемые модели в виде педалей имеют 7-полосные движковые регуляторы, позволяющие поднимать или опускать уровень любой частотной полосы в пределах примерно +/-15 дБ. С помощью одного только такого устройства возможно добиться вполне приемлемого звучания инструмента. «Параметрические эквалайзеры» также можно использовать, но они не сумеют создать общей тембральной звуковой картины; с их помощью хорошо лишь исправлять различные дефекты амплитудно-частотной характеристики.

Довольно часто в линии эффектов бас-гитаристов можно увидеть «chorus». Использование этого эффекта делает звучание инструмента глубоким и полным. Специальный фильтр, встроенный в такое устройство, позволяет обрабатывать хорус-эффектом не весь частотный диапазон гитары, а только обертоны, то есть высокочастотную часть спектра, оставляя нижний участок диапазона без изменений. Это сделано для того, чтобы бас, являющийся своеобразной ритмической основой, звучал без постоянно изменяющихся «провалов» в амплитудно-частотной характеристике, столь характерных для «chorus».

«Compressor-limiter» можно посоветовать применять тем музыкантам, которые при игре на бас-гитаре используют различную игровую технику. При переходе с игры пальцами на «слэп» происходит значительное увеличение уровня выходного сигнала, а начальная атака может даже привести к значительным искажениям или перегрузке звукоусилительного тракта. В таких случаях включение в цепь «compressor-limiter» поможет избавиться от пиков сигнала и выровняет общую громкость независимо от приемов игры. Еще один вариант компрессора «compressor-sustainer» с успехом может использоваться при игре на безладовом басу, помогая «тянуть» звук, который имеет тенденцию к довольно быстрому затуханию. Впрочем, его можно применять и с любой бас-гитарой.

«Басовый овердрайв», наверное, нужен далеко не каждому музыканту, а лишь работающим в определенных стилях. Искажения, добавляющие звучанию баса много обертонов, позволяют получить напористый и мощный саунд. Естественно, при этом увеличивается и сустейн. Как всегда, при применении подобных устройств большое значение имеет частотная обработка входного и выходного сигналов, поэтому, если в самой педали-овердрайве нет какого-нибудь регулятора частот, необходимо применять внешний «equalizer».

Для обработки басового сигнала применяются и другие эффекты. Довольно часто в цепи эффектов можно увидеть «octaver», позволяющий добавить к звучанию баса обертоны (вернее, унтертоны), лежащие на октаву или две ниже основного тона. Значительно реже употребляются такие устройства, как «flanger», «phaser» и «wah-wah». Для басистов, выступающих с сольными партиями, скорее всего понадобится «delay».

Нельзя обойти вниманием и применение таких устройств, как басовые процессоры, включающие в себя множество эффектов, необходимых для обработки звучания бас-гитар. Таких процессоров выпускается достаточно много (в качестве примеров можно назвать Korg G5, Korg AX30B, «Zoom 506 Bass», «DOD BassTec», «Roland ME-8B» и др.), и их применение оправдано во многих случаях. Известный бас-гитарист Маркус Миллер использует даже обычный гитарный процессор «Digitech RP-10». В одном из интервью он сказал: «Я слишком ленив, чтобы проверять разные басовые процессоры, тем более я не использую много эффектов». «Digitech RP-10» служит у него для получения дисторшна, дилэя и реверберации, перед ним установлен «octaver Boss OC-2».

Касаясь конкретных соединений эффектовых устройств, надо заметить, что в принципе хороший инструмент может звучать и вовсе без них. Но это только в крайних случаях — конечно, для получения хорошего плотного звука требуется какая-то обработка сигнала. В минимальной конфигурации необходим один только графический эквалайзер см. Рис.15: при грамотном его применении можно творить настоящие чудеса. Естественно, в этой ситуации добиться какого-то выдающегося звука нереально, но в большинстве случаев это и не нужно — требуется лишь хороший, плотный саунд, так называемая «основа».

Bass_Pic1
Рис.15. Минимальная конфигурация.

Для бас-гитаристов, более серьезно подходящих к проблеме звучания своего инструмента, можно порекомендовать схему, изображенную на Рис.16. Эта, в общем-то стандартная конфигурация, включает в себя самые необходимые эффектовые устройства и позволяет достигнуть совершенно разного звучания в зависимости от задач, поставленных перед музыкантом. При этом «графический эквалайзер», стоящий в самом начале линии эффектов, можно поместить в любое место цепи — для достижения наилучшего звучания его местоположение находится чисто опытным путем. Это связано с конкретными моделями используемых устройств, некоторые из которых могут «срезать» высокие или низкие частоты. Тогда возникает необходимость в амплитудно-частотной коррекции сигнала после его прохождения через такое устройство.

Bass_Pic2
Рис.16. Стандартная конфигурация, включающая все необходимые эффектовые устройства.

Если бас-гитарист играет в коллективе, который имеет возможность перевозить с собой всю необходимую аппаратуру, то имеет смысл добиваться действительно хорошего звучания инструмента, которое не будет меняться от концерта к концерту. Один из нестандартных вариантов обработки сигнала показан на Рис.17. Похожую схему использует бас-гитарист Джефф Эймент («Pearl Jam»).

Bass_Pic3
Рис.17. Один из нестандартных вариантов обработки сигнала.

Сигнал поступающий из бас-гитары на активный кроссовер (полосовой фильтр с раздельными выходами для каждой полосы), расщепляется на два сигнала: низкочастотный (показан красными стрелками) и высокочастотный (показан синими стрелками). Первый из них, минуя устройства обработки, попадает непосредственно на предусилитель. Высокочастотный сигнал проходит через «octaver» и «chorus». Затем оба сигнала поступают на «compressor-sustainer», ограничивающий пики сигнала до номинального уровня, и далее попадают в звукоусилительный тракт — причем оба сигнала могут как смешиваться, так и оставаться раздельными вплоть до акустических колонок. В идеальном случае каждый из сигналов должен подаваться на отдельный усилитель: один нагружается на низкочастотные динамические головки, второй — на высокочастотные.

Хотя все вышеописанные схемы позволяют получить более или менее хорошое звучание инструмента, конкретный выбор зависит от фантазии исполнителя. Часто единственно правильное решение оказывается нестандартным, поэтому основу успеха в достижении оригинального звука составляют многочисленные эксперименты.



Максим Петренко . . .


При копировании этого поста, указывать эту обратную ссылку, пожалуйста!

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Категории: Статьи

автор: “Maksim Petrenko”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *